22 декабря 2019 года отдел по связям с общественностью Черноморского региона и пресс-служба Черноморского флота сообщили о том, что во время проведения подводной операции в акватории поселка Джугба Краснодарского края спасательным судном «Эпрон» со дня были подняты фрагменты бомбардировщика «Пе-2». Боевая машина времен ВОВ 1941-1945гг. была сбита в Апшеронском районе в октябре 1942 года при выполнении боевого вылета. Бомбардировщик пострадал от прямого попадания зенитного снаряда вражеской артиллерии. В момент крушения экипаж боевой машины состоял из командира-пилота, штурмана и стрелка-радиста.
Участвовавшие в боевом вылете командир-пилот ст. лейтенант Александр Федорович Галкин и штурман ст. лейтенант Георгий Ревозович Джабадари погибли. Стрелок-радист старший сержант Бондаренко катапультировался с парашютом, а спустя 12 дней после этого вышел на позиции советских войск.
Согласно историческим сведениям, бомбардировщики серии «Пе-2» по прозвищу «Пешка» были самыми массовыми фронтовыми боевыми машинами, которые когда-либо выпускались на территории Союзных Республик. В период с 1940 по 1945 год советское производство поставило на места боевых действий свыше 11 400 пикирующих бомбардировщиков этой серии.
Историческая находка
Совместная операция ПСО «Долг» и «Кубанский плацдарм» проводили поисковые работы на месте падения самолета «Пе-2». Более 4 лет было затрачено на поиски воронки. Представители Службы судебных приставов Апшеронского райотдела Краснодарского края предоставили члена поисковых отрядов необходимую для поиска специальную технику. Члены поисковых отрядов обнаружили фрагменты самолета и человеческих останков на глубине 80 метров.
Перед тем как приступить к погружению и извлечению фрагментов самолета, предполагаемое место падения было осмотрено с помощью специального телеуправляемого необитаемого подводного оборудования. При помощи водолазов, из глубины, были подняты два двигателя и часть крыла самолета «Пе-2». Остропку и контроль подъема проводили 4 специалиста-подводника. На текущий момент метеорологические условия не позволяют продолжить работы. Как только установятся благоприятные погодные условия, специалисты вернутся к подъему оставшихся на дне Черного моря фюзеляжа и второго крыла.
На сегодняшний день ведутся работы по очистке от ила извлеченных фрагментов бомбардировщика. Цель, которая стоит перед экспертами – обнаружить любые данные, которые позволят достоверно идентифицировать поднятый бомбардировщик и также костные останки экипажа, найденные на месте крушения.